On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Правила: заголовок темы должен кратко и понятно отражать ее суть, нельзя писать латиницей или заглавными буквами. Сообщение, ник, аватар не должны выделяться своими размерами или стилем написания от остальных, быть читабельными, написаны литературно и достаточно грамотно.



АвторСообщение
moderator




Сообщение: 275
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.07 10:19. Заголовок: Русские орнаменты


Русские орнаменты, ослепительная красота и множественность узоров и вышивок.
http://www.paganism.ru/ornament.htm
http://www.paganism.ru/kalugorn.htm Вышивка Калужского края
http://www.paganism.ru/kalugorn.htm Рожаницы

Копируйте, распространяйте, вышивайте, дарите друзьям - все вышивки древние = обережные!!!!!
Цитата:

"Было бы глупо не признать, что славянская культура древнее христианства. Люди, всерьез занимающиеся археологией, краеведением, народными промыслами, историей и ее оживлением, считают, что подменять одну культуру другой несерьезно. Они не против христианства и не «неоязычники», как их небрежно называют некоторые. Алексей Дубинин, Сергей Новиков, директор детско-юношеского центра народных промыслов «Рязанский оберег» Ольга Шустина и другие специалисты в один голос говорят, что нельзя «играть и шутить» со славянской символикой. Это очень ответственно и в некотором смысле даже опасно. Славяне никогда ничего не делали походя, просто так. Каждый знак, жест, каждое слово, каждый символ соответствовали силам природы, с которыми они разговаривали. Общение с природой осуществлялось через праздники, быт, одежду, украшения, орнамент. Это есть наши корни, родники, о чем мы, к сожалению, забыли".
http://m.vk.com/club29623000
Семинары Марины Качаевой по орнаменту.
Скрытый текст

Марина показывает устройство паука.
*
http://m.vk.com/rusorn Русские орнаменты

В их взорах голубое
Смеётся вечно вёдро!

В. Хлебников. Скифское.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 42 , стр: 1 2 3 All [только новые]


moderator




Сообщение: 400
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.07 23:51. Заголовок: Орнамент - в кн. Ключи Марии С. Есенина



Есенин - об орнаменте

Сергей Есенин. Ключи Марии



Мария на языке хлыстов шелапутского толка означает душу - примеч. С. Есенина

Ключи Марии
1
Орнамент - это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием. Его образы и фигуры какое-то одно непрерывное богослужение живущих во всякий час и на всяком месте. Но никто так прекрасно не слился с ним, вкладывая в него всю жизнь, все сердце и весь разум, как наша древняя Русь, где почти каждая вещь через каждый свой звук говорит нам знаками о том, что здесь мы только в пути, что здесь мы только избяной обоз, что где-то вдали, подо льдом наших мускульных ощущений, поет нам райская сирена, и что за шквалом наших земных событий недалек уже берег.
Прежде чем подойти к открывшимся нам тайнам орнамента в слове, мы коснемся его линий под углами разбросанной жизни обихода. За орнамент брались давно. Значение и пути его объясняли в трудах своих Стасов и Буслаев, много других, но никто к нему не подошел так, как надо, никто не постиг того, что -
...на кровле конек
Есть знак молчаливый, что путь наш далек.

(Н. Клюев)
Все ученые, как гробокопатели, старались отыскать прежде всего влияние на нем, старались доказать, что в узорах его больше колдуют ассирийские заклинатели, чем Персия и Византия.
Конечно, никто не будет отрицать того, что наши древние рукописи XIII и XIV веков носят на себе явные признаки сербско-болгарского отражения. Византийские и болгарские проповедники христианских идей наложили на них довольно выпуклый отпечаток. Никто не скажет, что новгородская и ярославская иконопись нашли себя в своих композициях самостоятельно. Все величайшие наши мастера зависели всецело от крещеного Востока.
Но крещеный Восток абсолютно не бросил в нас, в данном случае, никакого зерна; он не оплодотворил нас, а только открыл лишь те двери, которые были заперты на замок тайного слова.
Самою первою и главною отраслью нашего искусства с тех пор, как мы начинаем себя помнить, был и есть орнамент. Но, просматривая и строго взглядываясь во все исследования специалистов из этой области, мы не встречаем почти ни единого указания на то, что он существовал раньше, гораздо раньше приплытия к нашему берегу миссионеров из Греции.
(................)

Все от древа - вот религия мысли нашего народа, но празднество этой каны* и было и будет понятно весьма немногим. Исследователи древнерусской письменности и строительного орнамента забыли главным образом то, что народ наш живет больше устами, чем рукою и глазом, устами он сопровождает почти весь фигуральный мир в его явлениях, и если берется выражать себя через средства, то образ этого средства всегда конкретен. То, что музыка и эпос родились у нас вместе через знак древа, - заставляет нас думать об этом не как о случайном факте мифического утверждения, а как о строгом вымерянном представлении наших далеких предков. Свидетельство этому наш не поясненный и не разгаданный никем бытовой орнамент.
Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека. Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице. Ни Запад и ни Восток, взятый вместе с Египтом, выдумать этого не могли, хоть бы тысячу раз повторили себя своей культурой обратно. Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. - Я еду к тебе, в твои лона и пастбища, - говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо. Такое отношение к вечности как к родительскому очагу проглядывает и в символе нашего петуха на ставнях. Известно, что петух встает вместе с солнцем, он вечный вестник его восхода, и крестьянин не напрасно посадил его на ставню, здесь скрыт глубокий смысл его отношения и восприятия солнца. Он говорит всем проходящим мимо избы его через этот символ, что здесь живет человек, исполняющий долг жизни по солнцу. Как солнце рано встает и лучами-щупальцами влагает в поры земли тепло, так и я, пахарь, встаю вместе с ним опускать в эти отепленные поры зерна труда моего. В этом благословение моей жизни, от этих зерен сыт я, и этот на ставне петух, который стоит стражем у окна моего и каждое утро, плеском крыл и пением встречая выкатившееся из-за горы лицо солнца, будит своего хозяина. Голубь на князьке крыльца есть знак осенения кротостью. Это слово пахаря входящему. Кротость веет над домом моим, кто бы ты ни был, войди, я рад тебе. Вырезав этого голубя над крыльцом, пахарь значением его предупредил и сердце входящего. Изображается голубь с распростертыми крыльями. Размахивая крыльями, он как бы хочет влететь в душу того, кто опустил свою стопу на ступень храма-избы, совершающего литургию миру и человеку, и как бы хочет сказать: Преисполнясь мною, ты постигнешь тайну дома сего,- и действительно, только преисполнясь, можно постичь мудрость этих избяных заповедей, скрытых в искусах орнамента. Если б хоть кто-нибудь у нас понял в России это таинство, которое совершает наш бессловесный мужик, тот с глубокой болью почувствовал бы мерзкую клевету на эту мужичью правду всех наших кустарей и их приспешников.
Нет, не в одних только письменных свитках мы скрываем культуру наших прозрений, через орнаментику букв и пояснительные миниатюры. Мы заставили жить и молиться вокруг себя почти все предметы. Вглядитесь в цветочное узорочье наших крестьянских простынь и наволочек. Здесь с какой-то торжественностью музыки переплетаются кресты, цветы и ветви. Древо на полотенце - значение нам уже известное, оно ни на чем не вышивается, кроме полотенца, и опять-таки мы должны указать, что в этом скрыт весьма и весьма глубокий смысл.
Древо - жизнь. Каждое утро, встав от сна, мы омываем лицо свое водою. Вода есть символ очищения и крещение во имя нового дня. Вытирая лицо свое о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного древа и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей-рук тень-добродетель. Цветы на постельном белье относятся к кругу восприятия красоты. Означают они царство сада или отдых отдавшего день труду на плодах своих. Они являются как бы апофеозом как трудового дня, так и вообще жизненного смысла крестьянина.
Таким образом разобрав весь, казалось бы, внешне непривлекательный обиход, мы наталкиваемся на весьма сложную и весьма глубокую орнаментичную эпопею с чудесным переплетением духа и знаков. И отселе, выражаясь пушкинским языком, нам видно потоков рожденье.
-----------------------
*"но празднество этой каны"....возможно, исказили и переменили слово? КОНЫ - так надо; ибо по конам жили пращуры, по поконам, "испокон веков", "спокон веку"; это то, что ныне стало за-коном (осталось за пределами кона). Коко (Род), конь?....

http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_157.htm

«Наши бахари орнамента без всяких скрещиваний с санскритством поняли его, развязав себя через пуп, как Гуатама...» Так замечательно комментирует Есенин именно «повивающую» сущность русского бытового узорочья, его изначальную настроенность на самое главное: зачатие и продолжение Жизни.
Евгений Курдаков

В их взорах голубое
Смеётся вечно вёдро!

В. Хлебников. Скифское.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 407
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.07 22:42. Заголовок: Русская и пудожская ..


Заонежская и Пудожская вышивка:

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=5696

В их взорах голубое
Смеётся вечно вёдро!

В. Хлебников. Скифское.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 408
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.07 22:49. Заголовок: Шапочка-наколок - же..


Шапочка-наколок - женский головной убор из бурса (шёлковая персидская ткань), Иркутская обл.

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=4348

В их взорах голубое
Смеётся вечно вёдро!

В. Хлебников. Скифское.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 413
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.07 01:08. Заголовок: Славянские орнаменты..


Славянские орнаменты:

С форума Слава; разместил Вячеслав.

http://slava.3bb.ru/viewtopic.php?id=79 = форум пропал?



http://keep4u.ru/imgs/s/070924/1da3e1334e82a21a85.jpg (похоже, ссылка тю-тю; происки жодных завистников русской красоnы:)

В их взорах голубое
Смеётся вечно вёдро!

В. Хлебников. Скифское.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 676
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.08 15:39. Заголовок: http://keep4u.ru/img..




Женская рубаха. Вышивка оплечья.

В их взорах голубое
Смеётся вечно вёдро!

В. Хлебников. Скифское.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 896
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.08 00:39. Заголовок: http://i037.radikal...




Подзор (на кровать).

Вышивка Юга Украины, от молокан. Цвета красный и чёрный. По бокам бегут драконы/грифоны? летят соколы (?). Довольно интересный мотив. Что бы он значил?
От Солей:
- Вот эта вышивка.Южно-славянская,от - молокан.
Роза - женский символ. По краю,видите,бежит - охрана.Со смешными носиками,хвостиками и крылышками,да еще впереди перед каждым какая-то уточка.Цвет - черный и красный,другие оттенки - неравномерность освещения.


В их взорах голубое
Смеётся вечно вёдро!

В. Хлебников. Скифское.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 906
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.08 10:34. Заголовок: От Солей - сказ. По..


От Солей - сказ.
----------------------------
Подумала и решила первый сказ из дошедших рассказать.
Датировку уточнять не буду и не она важна.

Возвращался казак молоденький после войны домой.Чужедальней страной шли.Страна войной разорена,народ весь разбежался.Только вот у дороги сидит кто-то.То ли дитя,то ли дивчина молодая -не разберешь.От голода и не двигается уже.Не бросать же на безлюдной дороге.С собой забрали.Привел её казак в отчий дом.Как положено, родителям поклонился.А матушка строга да сурова была.Строго-настрого запретила домашним к дивчине подходить.Определила её в мазанку малую,что во дворе стояла.Сначала выкупала,приодела,накормила.Речи- то нашей найденыш не разумеет,но в четыре руки - все в хозяйстве легче управляться.За работой общей при матушке освоилась,стала речь понимать,а вскорости и сама - говорить.Только от матушки-ни шагу.За день набегаются,нахлопочутся,а вечером матушка еду ей принесет,да в придачу то холста кусок,то ниток разноцветных.
В первый-то раз разложила вышивки разные и предложила узор выбрать для приданого.Негоже девке без приданного своего.Девка-то на остальные узоры и не глянула,к этому сразу прикипела.Так до поздна и сумерничали,да приданное ладили вдвоем.А сын её все поблизости похаживает,да на девку посматривает.Хоть и в трудах,да заботах,но дивной красой расцвела она под ласковым крылом.О минулом и речи даже не ведет.А казак матушку с приданым все поторапливает.Вот уж и все,что положено по обряду сладили.Только матушка еще больше строжится.Велела девке на вечорки ходить,где за работой девки сидят да суженых себе присматривают.Ни на кого больше не глянула девка,только на своего спасителя.Сладили,одружилися.Все по чину,как от веку положено.Дети погодочки появились:хлопчик да девчоночка.
Летом то случилось.Семья вся на покосе была.Дома детки да дед старый,что только в тенечке сидеть и за детками доглядывать.Зашлось что-то сердце у молодайки.
-Слётаю-говорит-гляну на деток.
Только её и видели...
Домой вернулись,а молодайка уже мертвая лежит на пороге..Рядом детки плачут и дед сидит причитает.
Наскочили лихие люди ,что могли унести побрали,деду с детками синяков наставили,да с поклажей во двор.Тут молодайка на них и наскочила,как рев детский услышала,да увидала узел с узорочьем своим,одного тут же косой и положила на месте.Вон у ограды лежит.Второй извернуться успел,да ножик под сердце как раз и вошел.Только далеко уйти ему не пришлось,досталось и ему косой,кровью тож истек.А узорочье красной кровью залилось,да так на нем и осталось.
Вот и весь первый сказ.


В их взорах голубое
Смеётся вечно вёдро!

В. Хлебников. Скифское.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 59
Зарегистрирован: 20.07.07
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.08 14:24. Заголовок: А я сама орнаменты р..


А я сама орнаменты рисую, правда, чуть иные.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 1216
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.09 21:45. Заголовок: О вышивке и мотивах ..


О вышивке и мотивах Рожаниц (+ другие мотивы русской вышивки) см. в поисковике сайта: http://historic.ru/

Символика русских орнаментов в избах и на домах: http://www.ethnonet.ru/lib/1405-06.html
О связи русской символики с скифо-сарматcкой и Средиземной. (там же)

В их взорах голубое
Смеётся вечно вёдро!

В. Хлебников. Скифское.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 3
Зарегистрирован: 13.05.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.09 13:22. Заголовок: За Есенина - земелю ..


За Есенина - земелю спасибо ! Сам искал , но увидел только у тебя. Соловей , он и через 100 лет соловей , хоть в Константиново, хоть тут на форуме - Класс !

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 1326
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.05.09 22:32. Заголовок: pika здрав будь и до..


pika здрав будь и добро пожаловать! Ссылку на Ключи Марии Есенина восстановила (ранее была - потёрли ((( тут трут ежедневно наши записи и мысли - это ты учти; если заметишь ошибки непотребные - звони во все колокола!)

В их взорах голубое
Смеётся вечно вёдро!

В. Хлебников. Скифское.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 1362
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.09 18:51. Заголовок: ttp://www.yperboreia..


Жарникова Светлана Васильевна
О ПОПЫТКЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЗНАЧЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ОБРАЗОВ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА (ПО ПОВОДУ СТАТЬИ Г. П. ДУРАСОВА)

Русская народная вышивка архаического типа была объектом исследования многих ученых. Весьма обширная библиография работ, посвященных этому вопросу, яркое тому подтверждение. Трудами А. А. Афанасьева, А. К. Амброза, В. С. Воронова, В. А. Городцова, Л. А. Динцеса, Г. С. Масловой, Б. А. Рыбакова и многих других исследователей в значительной мере выявлен генезис узоров русской народной вышивки. Но так как в жизни вообще и в науке в частности вряд ли найдется вопрос, на который можно было бы дать абсолютно исчерпывающий ответ, то и в данном случае исследователей привлекает заманчивая перспектива предложить свою интерпретацию семантики древнейших композиций русской народной вышивки. Одной из таких попыток является и статья Г. П. Дурасова, опубликованная в журнале "Советская этнография". Автор на основе обширного археологического и этнографического материала предпринял попытку выяснить причину появления в русской народной вышивке образа двуглавого орла и определить значение этого орнаментального мотива. По мнению Г. П. Дурасова, это символ небесного огня.
Г. П. Дурасов отмечает, что рассматриваемый узор чаще всего можно встретить в вышивках Севера и Северо-Запада России, где им украшались одежда (подолы рубах), головные уборы и полотенца (концы).
(Далее см. по ссылке)
http://www.yperboreia.org/jarn58.asp

В их взорах голубое
Смеётся вечно вёдро!

В. Хлебников. Скифское.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 1398
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.11.09 11:53. Заголовок: Есенин Сергей (Отры..


Есенин Сергей

(Отрывок из книги «Словесные орнаменты»)

Сии строки я посвящаю своим собратьям по тому течению, которое исповедует Величию образа.

Собратьям моим кажется, что искусство существует только как искусство. Вне всяких влияний жизни и ее уклада. Мне ставится в вину, что во мне еще не выветрился дух разумниковской школы, которая подходит к искусству, как к служению неким идеям.

Собратья мои увлеклись зрительной фигуральностью словесной формы, им кажется, что слова и образ — это уже все.

Но да простят мои собратья, если я им скажу, что такой подход к искусству слишком несерьезный, так можно говорить об искусстве поверхностных напечатлений, об искусстве декоративном, но отнюдь не о том настоящем строгом искусстве, которое есть значное служение выявления внутренних потребностей разума.

Каждый вид мастерства в искусстве, будь то слово, живопись, музыка или скульптура, есть лишь единичная часть огромного органического мышления

215

человека, который носит в себе все эти виды искусства только лишь как и необходимое ему оружие.

Искусство — это виды человеческого управления. Словом, звуками и движениями человек передает другому человеку то, что им поймано в явлении внутреннем или явлении внешнем. Все, что выходит из человека, рождает его потребности, из потребностей рождается быт, из быта же рождается его искусство, которое имеет место в нашем представлении.

Понимая искусство во всем его размахе, я хочу указать моим собратьям на то, насколько искусство неотделимо от быта и насколько они заблуждаются, увязая нарочито в тех утверждениях его независимости.

Виды искусства, как я уже сказал, весьма многообразны. Прежде чем подойти к искусству слова, подойдем к самому несложному и поверхностному искусству, искусству одежды человека, перенесемся мыслями хотя бы к нашей скифской эпохе. Вспомним тавров, будинов и сарматов.

Описывая скифов, Геродот прежде всего говорит о их обычаях и одежде. Скифы носят на шеях гривны, на руках браслеты, на голову надевают шлем, накрываются сшитыми из конских копыт плащами, которые служат им панцирями. Нижняя одежда состоит из шаровар и коротких саков. Всматриваясь в это коротенькое описание, вы сразу уже представляете себе всю причинность обряда, и перед вами невольно встает это буйное, и статное, и воинственное племя. Вы уже сразу чувствуете, что гривна ему нужна для того, чтоб защитить от меча врага шею, шлемом они защищают череп, браслетом — кисть руки, плащ же охраняет его бока и спину.

216

Так же, как и в одежде, человек выявил себя своими требованиями и в музыке. Мы знаем, что мелодии родились так же, как щит и оружие.

Действие музыки, главным образом, отражается на крови. Звуки как-то умеют и беспокоить и усмирять ее. Эту тайну знали как древние заклинатели змей, играющие на флейтах, так бессознательно знают ее и по сей день наши пастухи, играя на рожке коровам. Недаром монголы говорят, что под скрипку можно заставить плакать верблюда. Звуки умеют привязывать и развязывать, останавливать и гнать бурей. Все это уже известно давно, и на этом давно уже построены определения песен героических, эпических, надгробных и свадебных.

Подходя к слову, мы также видим, что значение его одинаково с предыдущими видами требований человека.

Слова — это образы всей предметности и всех явлений вокруг человека; ими он защищается, ими же и наступает. Нет слова беспредметного и бестелесного, и оно так же неотъемлемо от бытия, как и все многорукое и многоглазое хозяйство искусства. Даже то искусство одежды, музыки и слова, которое совсем бесполезно, все-таки есть прямой продукт бытовых движений. Оно попутчик быта.

Что такое теперешние ожерелья, перстни и браслеты, как не сколок с воинственных лат наших далеких предков? Что такое чувствительные романсы, вгоняющие в половой жар и в грусть девушек и юношей, как не действие над змеей или коровой? И что такое слова, как не синие трупики обстановочных предметов первобытного человека? Нет, быт и искусство

217

неотделимы. Фигуры — это уже быт, а искусство есть самая яркая фигуральность.

Собратья мои не признают порядка и согласованности в сочетаниях слов и образов. Хочется мне сказать собратьям, что они не правы в этом.

Жизнь образа огромна и разливчата. У него есть свои возрасты, которые отмечаются эпохами. Сначала был образ словесный, который давал имена предметам, за ним идет образ заставочный, мифический, после мифического идет образ типический, или собирательный, за типическим идет образ корабельный, или образ двойного зрения, и, наконец, ангелический, или изобретательный, о которых нам отчасти пришлось говорить в нашей книге «Ключи Марии».

Пример словесного образа таков. Сначала берем образ без слова. Перед нами неотчеканенные массы звуков пчелы:

У-У-У-У,
бу-бу-бу.

Перед сознанием человека встает действие, которое определяется звуком «бу»; предмет пойман в определение и уже неподвижен, определение это есть образ слова.

Образ заставочный, или мифический, есть уподобление одного предмета или явления другому:

Ветви — руки,
сердце — мышь,
солнце — лужа.

Мифический образ заключается и в уподоблении стихийных явлений человеческим бликам.

218

Отсюда Даждьбог, дающий дождь, и ветреная Геба, что

Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

На нем построены все божественные фигуры, а также именные клички героев у дикарей: «Пятнистый Олень», «Красный Ветер», «Сова», «Сычи», «Обкусанное Солнце» и т. д.

Типический образ, или собирательный, есть образ сумм внешних или внутренних фигур при человеке. Внешний образ: «нос, что перевоз». Внутренний образ:

Тверд, как камень.
Блудлив, как ветер.

Корабельный образ, образ двойственного положения:

Взбрезжи, полночь, луны кувшин
Зачерпнуть молока берез.

Он очень родственен заставочному с тою лишь разницей, что заставочный неподвижен. Этот же образ имеет вращение.

Образ ангелический, или изобретательный, есть воплощение движения или явления, так же как и предмета, в плоть слова. На чувстве этого образа построена вся техническая предметная изобретательность, а также и эмоциональная. Образ предметного ангелизма: ковер-самолет и аэроплан, перо жар-птицы и электричество, сани-самокаты и автомобиль. На образе эмоционального ангелизма держатся имена незримого и имматериального, когда они, только

219

еще предчувствуемые, облекаются уже в одежду имени, например, чувство незримой страны «Инония», чувство незримого и неизвестного прихода, как-то: «Гость чудесный».

Итак, подыскав определения текучести образов, уложив их в формы, для них присущие, мы увидим, что текучесть и вращение их имеет согласованность и законы, нарушения которых весьма заметны.

Вся жизнь наша есть не что иное, как заполнение большого, чистого полотна рисунками.

Сажая под окошком ветлу или рябину, крестьянин, например, уже делает четкий и строгий рисунок своего быта со всеми его зависимостями от климатического стиля. Каждый шаг наш, каждая проведенная борозда есть необходимый штрих в картине нашей жизни.

Смею указать моим собратьям, что каждая линия в этом рисунке строго согласуется с законами общего. Климатический стиль нашей страны заставляет меня указать моим собратьям на то, насколько необходимы и непреложны эти законы. Собратья мои сами легли черточками в этот закон и вращаются так, как им предназначено. Что бы они ни говорили в противовес, сила останется за этим так же, как и за правдой календарного абриса в хозяйственном обиходе нашего русского простолюдина.

Северный простолюдин не посадит под свое окно кипариса, ибо знает закон, подсказанный ему причинностью вещей и явлений. Он посадит только то дерево, которое присуще его снегам и ветру.

Вглядитесь в календарные изречения Великороссии, там всюду строгая согласованность его с вещами и с местом, временем и действием стихий. Все эти

220

«Марьи зажги снега, заиграй овражки», «Авдотьи подмочи порог» и «Федули сестреньки» построены по самому наилучшему приему чувствования своей страны.

У собратьев моих нет чувства родины во всем широком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласовано все. Поэтому они так и любят тот диссонанс, который впитали в себя с удушливыми парами шутовского кривляния ради самого кривляния.

У Анатоля Франса есть чудный рассказ об одном акробате, который выделывал вместо обыкновенной молитвы разные фокусы на трапеции перед Богоматерью. Этого чувства у моих собратьев нет. Они ничему не молятся, и нравится им только одно пустое акробатничество, в котором они делают очень много головокружительных прыжков, но которые есть не больше, не меньше как ни на что не направленные выверты.

Но жизнь требует только то, что ей нужно, и так как искусство только ее оружие, то всякая ненужность отрицается так же, как и несогласованность.

‹1920›

В их взорах голубое
Смеётся вечно вёдро!

В. Хлебников. Скифское.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 10
Зарегистрирован: 16.05.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.11.09 11:45. Заголовок: http://s43.radikal.r..


А ту бо о сва ОгнеБг Семьорегельi овщi а яро брзо роздено ощiстъ



Среди мотивов русской народной вышивки северные круги или, как их еще называют местные жители, месяцы, ни разу не привлекали к себе внимания исследователей. Между тем их содержание представляет большой интерес как для этнографов, так и для всех специалистов, исследующих народный быт. Настоящая публикация является первой попыткой прочитать каргопольские народные вышивки - месяцы - как земледельческий календарь данной местности, основанный на устном земледельческом месяцеслове.
Круги - месяцы в Каргополье можно встретить на концах старых полотенец, подзорах, называемых здесь подвесами, и передниках. Вышивали их по кумачу или хлопчатобумажной материи бурого (бордового) цвета чаще бумажными нитками, тамбурным швом. На концах полотенец изображалось по одному большому кругу, на других вещах по три - семь малых кругов в ряд. И почти всюду круги окружены растительным орнаментом.
Круг состоит из цветка - солнышка и описанного вокруг него незамкнутого кольца - месяца, от которого, надо полагать, узор и получил свое название. Лепестки в солнышке чередуются с веточками. На каждой из них вышито по четыре пары завитков - кудрей, и только на одной - нечетное число (три, чаще пять). В сердцевине солнышка - крест с загнутыми концами (заюшка) или, что значительно реже, лунница. Над верхним лепестком вышит круг (иногда неполный) с лучами, направленными внутрь, со спиралью или кружком в центре. Нижний же лепесток словно является стеблем цветка. В одних вышивках он опирается на три петельки, в других - на две спирали по-краям и петельку в центре...
Площадь самого незамкнутого кольца - месяца разделена поперечными полосками. На различных вышивках их можно насчитать от 57 до 73. С внешней стороны месяца словно вырастают многочисленные петельки, круги с вписанными в них крестами, спирали и сердцевидные значки, называемые местными жителями кривулинками...
Г.П. Дурасов. Каргопольские народные вышивки-месяцесловы. Советская этнография, 1978(3) http://www.slav.olegern.net/downloads.php?cat_id=22&download_id=1644


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 12
Зарегистрирован: 16.05.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.11.09 18:59. Заголовок: Oсенью 1918 года Сер..


Евгений Курдаков. Тайны Есениских прозрений

http://prstr.narod.ru/texts/num1005/kur1005.htm

Oсенью 1918 года Сергей Есенин пишет «Ключи Марии».

[more]Oсенью 1918 года Сергей Есенин пишет «Ключи Марии».
Этот двадцатипятистраничный трактат, посвященный Ан. Мариенгофу, состоит из трех частей.
Первая часть содержит размышления о национальном орнаменте, общей орнаментальной сущности вещей и восхождении их символов к единому Древу познания.
Во второй части через уточненные значения предметов-символов расширяется понятие всеобщей и единой связи, формулируется авторское понимание Слова и Знака, в том числе и национал

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 13
Зарегистрирован: 16.05.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.11.09 19:01. Заголовок: продолжение: Родное ..


продолжение:
Скрытый текст


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 2026
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.13 11:06. Заголовок: http://vk.com/photo2..


http://vk.com/photo2787635_309461437?rev=1
Пояс, схема рисунка.
Из записей Елены Хабаровой (?)

Славь Правь!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 2032
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.13 14:47. Заголовок: Сажение по бели - ст..


Сажение по бели - старинная вышивка головных повязок, уборов, косников.
http://www.youtube.com/watch?v=vaFry499xA4

Славь Правь!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 2040
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.13 16:38. Заголовок: http://photo.qip.ru/..




Русский терем.
Из жж Межамира Заброшенные терема.

Славь Правь!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 2295
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.11.14 10:39. Заголовок: Русский орнамент - о..


Русский орнамент - оберег предков
► 7:38
http://www.youtube.com/watch?v=-NqEeDd2PJQ
26 мая 2014 г. - Добавлено пользователем Жемчужинка России
Русский орнамент-оберег предков. Жемчужинка России ... Как делают павлопосадские платки by Жемчужинка России 33 views · 0:30.
Русский орнамент - оберег предков [КультУра Руси] - YouTube
► 7:38
http://www.youtube.com/watch?v=kRb8p7vCfao
19 мая 2014 г. - Добавлено пользователем oscarjj1


Славь Правь!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 2439
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.11.15 15:07. Заголовок: http://www.booksite...




Из книги Жарниковой Светланы Васильевны Золотая нить.

Славь Правь!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 2445
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.11.15 08:50. Заголовок: http://m.vk.com/topi..


http://m.vk.com/topic-49810955_30074738
Некоторые интерпретации русских орнаментов архаистического типа. Жарникова С.В.(1945-1915).


Славь Правь!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 2465
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.15 21:48. Заголовок: http://cs628619.vk.m..


Скрытый текст


Святобор. Худ. Андрей Шишкин

Славь Правь!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 2520
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.01.16 22:24. Заголовок: http://cs633326.vk.m..




http://m.vk.com/drevnosti
Славянские древности

Славь Правь!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 2521
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.01.16 22:34. Заголовок: Елена Соболевская ht..


Елена Соболевская http://m.vk.com/id154323730

Славь Правь!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 2700
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.03.16 22:21. Заголовок: Вышивка Воронежской ..


Вышивка Воронежской области
https://m.vk.com/wall-4267472_4597

Славь Правь!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 2701
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.03.16 22:37. Заголовок: http://m.vk.com/ruso..


http://m.vk.com/rusorn
Русские орнаменты

Славь Правь!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 2810
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.07.16 03:43. Заголовок: http://img-fotki.yan..

Славь Правь!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 2894
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.17 21:55. Заголовок: https://pp.vk.me/c62..




Пахлава, разделка.
В центре - сварожий крест
*
Крест Сварога
https://m.ok.ru/milieshtychki/topic/63056892379304

Славь Правь!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 3109
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.17 23:45. Заголовок: Об орнаменте, Св.В.Ж..


Об орнаменте, Св.В.Жарникова https://youtu.be/VbAJ8dyvITk


Славь Правь!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 3132
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.17 09:56. Заголовок: http://kirsoft.com.r..



Вышивка северодвинского кокошника. 19 век, Вологодская область.
В теме Ятя вышивки
http://vleskniga.borda.ru/?1-1-0-00000078-000-0-0-1459487814

Славь Правь!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 3142
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.17 21:39. Заголовок: http://www.slavlibra..


http://www.slavlibrary.ru/forum/19-522-1
Орнамент в теме Краснозоры.

Славь Правь!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 3681
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.18 15:04. Заголовок: Макошь http://f6.s.q..


Макошь

Тема Санскрит в русском.
http://vleskniga.borda.ru/?1-3-0-00000119-000-0-0

Славь Правь!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 3802
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.18 21:01. Заголовок: https://m.vk.com/top..


https://m.vk.com/topic-53199032_30910211
Славянские символы

Славь Правь!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 3842
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.04.18 13:16. Заголовок: https://www.livemast..

Славь Правь!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 3925
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.05.18 14:50. Заголовок: Курсы вышивки - Медв..


Курсы вышивки - Медведева Марианна, СПб.
https://m.vk.com/kursy_vyshivki

Славь Правь!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 3927
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.05.18 22:37. Заголовок: Свадебный рушник. ht..

Славь Правь!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 5901
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.04.20 17:22. Заголовок: December 4th, 2017, ..


December 4th, 2017, 10:10 pm
Символика Славянского Родноверия


Велеслав Черкасов
Мои статьи о символике Славянского Родноверия:

1) Тремирье: https://vk.com/club157588004?w=wal
2) Коловрат: https://vk.com/club157588004?w=wal
3) Лунница: https://vk.com/club157588004?w=wal
4) Мать — Сыра Земля и «Засеянное Поле»: https://vk.com/club157588004?w=wal

Продолжение следует...

Славь Правь!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 7976
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.04.21 23:03. Заголовок: Светлаока пишет: Па..


Светлаока пишет:

 цитата:
Пахлава, разделка.
В центре - сварожий крест
*
Крест Сварога
https://m.ok.ru/milieshtychki/topic/63056892379304


В Азербайджане кусарская лезгинка Азиза ханум готовит пахлаву.
https://youtu.be/n5cQmzxoaac

Славь Правь!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 8001
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.21 20:57. Заголовок: Символ Крест Сварога..


Символ Крест Сварога состоит из двух крестов:
Соединяясь, эти кресты сливаются в восьмилучевую звезду. ... Восемь лучей звезды-креста символизируют вечность мира и бесконечность движения. Поэтому на наших древних святилищах по периметру всегда разводилось восемь жертвенных огней, а девятый огонь разводился по центру.
29 сент. 2013 г.

Восьмиконечник в Индии - знак Солнца.
А вообще - символ мироздания.

Славь Правь!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 11390
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.23 16:34. Заголовок: Символика русской ру..


Символика русской рубахи
Жарникова С.В. Золотая нить
http://www.yperboreia.org/jarn01.asp

Славь Правь! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 11879
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.11.23 08:51. Заголовок: https://m.vk.com/vid..


https://m.vk.com/video-165338777_456239128?list=2661d22e219320f398&from=wall13604447_4020
Марина Качаева (Рязань) определила все женские костюмы наощупь.
Русофобия от комиссии - ржачка от «молодухи».

Славь Правь! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 42 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 38
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет