Врёт автор этой статьи. И многое передёргивает. Что типично для РПЦ!
Вот ещё одна "загадка". Маленькие города - такие как Торжок или Козельск - сопротивлялись ордынскому натиску ДОЛЬШЕ, чем Рязань или Владимир, даже дольше чем Киев. На Волыни от маленьких городов иной раз Орде и вовсе приходилось бессильно откатываться. Отчего бы это?
Назовём вещи своими именами. Поход Батыя мог быть настолько успешным лишь в том случае, если ему кто-то очень сильно помогал!
Была ещё эта сила, получившая очень много хорошего от ордынского нашествия. И сила эта расположена много ближе к местам, где разворачивались события. Сила, имевшая буквально тысячелетнюю традицию. изощрённых интриг и дипломатических манипуляций. Сила, имевшая огромное колличество "агентов влияния" на Руси - причём колличество и авторитет этих агентов были сильнее как раз в крупных городах и незначительны - в маленьких.
Догадываетесь о ком идёт речь?
Вот что говорит Е.Е.Голубинский в своей "Истории русской церкви": "Если полагать, что обязанность высшего духовенства - епископов с соборами игуменов - долженствовала при данных обстоятельствах состоять в том, чтобы одушевлять князей и всех граждан к мужественному сопротивлению врагам для защиты своей земли, то летописи не дают нам права сказать, что епископы наши оказались на высоте своего призвания; летописи не говорят нам, чтобы при всеобщей панике и растерянности раздавался по стране этот одушевляющий святительский голос".
Вот так! Здесь этот маститый церковый историк щадит этих средневековых архипастырей. Они повально бежали из русских городов, бросая свою паству на произвол судьбы, на кровавую милось завоевателей. "Пастыри" бросали "стадо Христово", отцы духовыне бросали детей. Не последними - но ПЕРВЫМИ.
Глава русской церкви митрополит Иосиф в год Батыева нашествия бежал, оставив свою кафедру.
Ростовский епископ Кирилл - "избыл" монголов в Белозере. Епископы Галичский и Перемышльский остались живы после взятия, разграбления и сожжения городов монголами, и Чергиговский епископ тоже. А Рязанский епископ ... выехал из города , прежде чем монголы успели полностью обступить город, словно знал, что городу не устоять...
"Словно знал"? Или всё-таки "ЗНАЛ"? И как он уцелел? Впрочем, если епископы Чернигова, Галича и Перемышля пережили резню во взятых городах, что епископ Рязанский - он-то если и встретился с воинами Батыя - то за пределами стен городских, не в битве, можно сказать, мирно беседовал....
Интересно?
Это, для сравнения, если бы во взятом гитлеровцами, скажем Киеве, оставили в живых секретаря обкома комммунистической партии? И если бы такое произошло - то вывод был бы один - секретарь этот не кто иной, как немецкий шпион.
Какие ещё есть предположения относительно уцелевщих во взятых татарами городах церковников?
В своей книге "Язычники крещенной Руси" Лев Прозоров (Озар Ворон) очень подробно рассматривает эту тему.