On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Правила: заголовок темы должен кратко и понятно отражать ее суть, нельзя писать латиницей или заглавными буквами. Сообщение, ник, аватар не должны выделяться своими размерами или стилем написания от остальных, быть читабельными, написаны литературно и достаточно грамотно.



АвторСообщение
moderator




Сообщение: 1487
Зарегистрирован: 11.06.07
Откуда: Русь, Москов
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.10 17:41. Заголовок: О ключевом слове славянской культуры О. Н. Трубачёва


Тема с форума Влескнига
Октябрин:

Матерь Сва Влескниги и положение о ключевом слове славянской культуры О. Н. Трубачёва

Знакомясь с положением О. Н. Трубачёва о ключевом слове-понятии славянской культры,
сразу вспомнил о том, что во Влескниге это ключевое понятие может быть отражено как раз в Матери Сва, т. е. Матери Всех или Матери Своих.
Приведу ваш перевод и комментарий, Николай Владимирович
http://vleskniga.borda.ru/?9-1-0-00000016-026.001

цитата:
«СВА — 1. возвратно-притяж. местоим. свой, ~я, ~ё, ~и, ~их, ~ими; себе (санскр. sva свой, собственный; мой, твой, его; n. собственное “я”, родственник; собственность; сербск. све всё и сва — вся) а ЗА СВА — за своими; О СВА — сам по себе; (к) себе; НА СВА — сам, ~и; по своей воле/ охоте; ТО БЕ СВА СО СТЕ Н(Е) БОЯЩЕТИ СЕН СМРТЕ — это у нас с вами по-свойски, не бояться смерти, букв. “это будучи свое с есте не бояться смерти”; СВА СКЪИ ВЬДИЩИЕ СВА — букв. “свой скот водящие себе”, т.е. “водили себе”; это 2. все, всё, ~я, притяж. всех а ПО СПЭВЕХ МАТЫРЕВЕХА МАТЫРЕ СВА НЩЕХ — вслед за пением Матеревым, Матери всех наших, таким образом, МАТЕР СВА — Матерь Всех/ Матерь Своих»
Также есть еще во Влескниге:
«СВАК — всякий. СВАКЕ — всякий. СВАКЕХ — всяческих. СВАКО — всякое»

Матерь Слава есть в текстах дощ. 7е, 7э, Матерь Всех Слава — в дощ. 7ж и нескольких других. А в дощ. 7г, 7д, 7э, 7ж, 14, 20, 21, 23, 27, 32, 36а, 37а и — Матерь Всех. А вот в 7е — Матерь Всех Наших (пояснение в сноске 630 см. в ВК II).


А это положение О. Н. Трубачёва:


цитата:
"Важным является положение о ключевом слове. Для древних славян и их культуры таким словом было слово (и гнездо) «свой». А ключевой оппозицией считается «своё» - «не своё», «свой» - «чужой». Выбор такого аспекта позволяет увидеть праславянскую культуру «изнутри». Исследование культурного выражения посредством специальной лексики (Kultturworter, культурные слова) известно уже давно. При этом важны такие понятия, как типы ключевых слов и типы культур. О.Н. Трубачев отмечает, что слово *porędьkъ не предентует на роль ключевого слова славянской культуры (С.298), а особую роль играет слово - архаизм *sue (С.299). «... слав. svoj представляется нам ключевым словом славянской и праславянской культуры в целом...» (С. 300).
Трубачев О.Н. отмечает, что само понятие * su- прошло несколько этапов в своем развитии, можно предложить следующую классификацию:
а) глагольное: * su- «рожать»,
б) отглагольное (причастие): * suto «родовой, родной», sūnǔ «рожденный → сын»,
в) доместоименное *suo-s
г) местоименное * svoj «свой»,
д) постместоименное * su- «хороший, добрый».

Терминология родства выводится из корня *su- *suo- относятся *syn (*su-nu), *sestra (*sue-sr-) «своя женщина, женщина рода», а также обозначение свойства, брачного родства: *svekry, *svekrъ, *svьstъ «свояченница») (О.Н. Трубачев. С.311). Средоточием «своего» был для славянина род (*rod). (Ср. с и-е фигурой: *g’no-suom genom «знай свой род»). Первоначально это заповедь еще древнеродового устройства, относилась к кровному родственнику. До сих пор существует понятие знаться «общаться с родственниками или важными для себя людьми»). Более позднее образование – корень *uoid- «знать, видеть» как человека, так и вещь.)
В теонимии нельзя было сказать о высшем существе «свой». А о смерти, благовидной с точки зрения «своих» родовых и этических норм, можно было говорить «своя смерть» (умереть своей смертью) (у германцев лучшая смерть - это смерть на поле брани). При этом человек уходит из своего мира, видимого (земли, неба) посредством воды в невидимый мир, не свой (иной).
Со временем происходит своеобразный перенос «свой» → «хороший, добрый», «чужой» → «плохой». При этом понятие «свой» лежит в индоевропейской категории лица (я – свой, мы - свой). Развивается такое значение, как «своя особенность» человека - * svoboda (с оттенком значения «отдельность от других»).
Со временем «окружающий человека мир» разделился на «своё» (домашний) – «не-своё» (дикое). Из «своих »можно назвать корень *sū-s «плодовитая свиноматка» и слово *svinbja «скот оседлого земледельца». «Дикая» фауна со временем оказалась в положении «своей»: *sъrnа «дикое рогатое животное» (*korva заимствовано из кельтского или иллирийского), *sьtbjь «дикая кошка» (*kot заимствование середины 1 тыс. н.э.) (ср. в болг. диал. стебал «дикая кошка») и т.п.
Важным является замечание о том, что для славянских языков понятие «свой» является живым представлением (в т.ч. понятием), a для других индоевропейских языков – застывшее понятие.
Архаические представления владели душами людей («в сознании не могло быть ничего похожего на верховного бога Юпитера с его многочисленным (блудливым) семейством» (О.Н. Трубачев)), обходились простейшей самоидентификацией «мы», «свои, наши». Точка отсчета мировосприятия древнего славянина - человек, его отношение к главным моментам жизни (рождение, смерть, окружающий мир), определение своего статуса среди себе подобных. Как мы можем представить себе это сейчас, древний славянский человек стремился познать себя и все с собой связанное» (О.Н. Трубачев. Славянская этимология и праславянская культура // X Международный съезд славистов. М.-Л., 1988. С.294) (положение о познании самого себя близко античной греческой учености).
Дихотомия всей картины мира («свое» – «не свое») и ее языковое наполнение показывает ее как антропоцентрическую и антропоморфную. При этом отмечается сочетание фундаментальной архаичности и редкостной неугасаемой активности и по-прежнему живыми связями с категорями самосознания и мировоззрения в славянских культурах. Наблюдается уход от учения о трех мысленных мирах древнеиндоевропейской культуры (Гамкрелидзе - Иванов)."




В их взорах голубое
Смеётся вечно вёдро!

В. Хлебников. Скифское.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 26
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет