Orei пишет:
цитата: |
Князь Глеб направляется к новгородскому волхву с целью убить его. |
|
По поисковику на картины С.В. Иванова данной картины -
"Христиане и язычники" - нет в творчестве художника. Разыскать её удалось в репродукциях коллекции Кнебеля И.Н. московского книгоиздателя, который привлёк многих известных художников к созданию картин по русской истории -
в качестве учебного школьного пособия. Были отобраны 51 картина, иллюстрирующие 4 крупных периода истории России: Киевская Русь, Суздальская Русь, Московская Русь и Всероссийская Русь.
Первые три периода взялись иллюстрировать московские художники С.В. Иванов, братья Васнецовы, Б.М. Кустодиев.
Аннотация А.П. Богданова к картине "Христиане и язычники":
Картина раскрывает суть социального противостояния, связанного с распространением христианства на Руси. Представитель государственной власти (князь или его наместник-огнищанин) ведёт за собой епископа. Волхв принадлежит к простонародью и выступает от его имени. Именно такое столкновение подробно описано в летописи, с официальных позиций представлено в древних житиях и проповедях.
К концу IX века восточнославянское язычество сочетало в себе большое количество древнейших и более новых культов. Для князей становилось всё яснее, что эти культы не удовлетворяют государственным потребностям и новым общественным отношениям. Последним приверженцем дружинной демократии был Святослав Игоревич. По преданию, мать его, княгиня Ольга, крестилась. При ней в Киеве была церковь св. Ильи - аналога языческого бога-громовержца Перуна. Немало христиан было в княжеской дружине. Вплотную к формированию государственной религии приступил внук Ольги Владимир (980-1015). Вначале на одном из Киевских холмов, рядом со своим теремом, он поставил деревянных языческих идолов, узаконил человеческие жертвы. Княжий воспитатель Добрыня утвердил культ Перуна и в северных, Новгородских землях. Вскоре, однако, Владимир отказался от этой "Языческой реформы" и обратился к религиям, уже доказавшим свои преимуществе для государственной власти. Именно с этой позиции он рассмотрел три мировые религии: господствующий у соседей хазар иудаизм, магометанство, проникавшее из Волжской Болгарии, и христианство, успешно служившее государствам, возникшим на обломках Римской империи в Европе и частично в Азии. Выбор восточного христианства диктовался непритязанием его на светскую власть, распространённостью, наличием славянской письменности, рядом внешнеполитических соображений. Деревянные идолы и Перун были сброшены в Днепр и Волхов. Началось крещение Руси (988). Но утверждение христианства по всем русским городам было длительным и непростым процессом.
Отображённое на картине С.В. Иванова противостояние подтверждается рассказами летописи. В конце XI века во время голода в Ярославле бедные смерды пошли за двумя волхвами, обвинявшими богатых крестьянок в чародействе, убивали их и отнимали продукты. Дойдя до Белозера, они вступили в бой с княжеским наместником Яном Вышатичем, приверженцем христианства. Смерды были разбиты, а волхвы отданы на съедение медведю. Тогда же в Киеве был убит своими холопами новгородский епископ Стефан, а в Новгороде против его преемника Фёдора выступил волхв. Епископ с крестом вышел к народу вместе с князем Глебом и дружиной, говоря:
"Кто хочет веру взять волхва, то идёт за ним; если же верует кто, пусть к кресту идёт". Князь и дружина стали на сторону епископа, народ же поддержал волхва: "И был мятеж в граде велик, и все поверили ему, и хотели побить епископа Фёдора". Тогда князь зарубил волхва топором, а дружинники "утишили мятеж". В издание
Картины по русской истории московский художник и педагог С.В. Иванов внёс особо весомый вклад: он написал 18 картин на различные исторические сюжеты. Известны его "Торг в стране восточных славян", "Жильё восточных славян", "Съезд князей" (1910 г.).
У нас они присутствуют:
http://www.sinopa.ee/rus/proekti/proekti2ru07.htm